Принципиальное конструктивное отличие козлового крана от мостового заключается в опоре несущих элементов на подкрановый путь с помощью специальных стоек (ног).
В качестве подвида данных подъемных устройств различают полукозловые краны, в которых мост (горизонтальное пролетное строение) опирается на размещенные на разных уровнях рельсовые пути. Несущий элемент в этом случае опирается на опорную стойку одним концом, а вторым – на ходовые тележки.
Грузозахватные органы козлового оборудования имеют исполнение в виде:
Классификация козловых кранов относительно обширна. Например, все конструкции (с полным электроприводом) в зависимости от целей и выполнимых задач можно отнести в группы:
К первой категории относятся грузоподъемные устройства с небольшой высотой подъема груза (до 10-12 м). Такие модели широко востребованы на открытых складских площадках. Козловые краны второй категории применяются на промышленных предприятиях различного профиля. Краны спецназначения, как правило, необходимы для решения задач по перемещению/погрузке длинномерных грузов, крупнотоннажных, а также в обслуживании гидротехнических и других сооружений.
Кроме этого, выделяются однобалочные и двухбалочные краны. Пролетные балки последних конструктивно схожи с балками грузоподъемных мостовых кранов.