Тележка мостового крана – один из главных элементов промышленной системы подъема и перемещения груза.
С помощью этой конструкции груз передвигается по пролету с места на место. Тележка крана включает в себя несколько основных узлов, в том числе механизмы подъема груза и перемещения, узлы распределения тока (двигатели, редукторы), а также системы безопасности, ограничивающие превышение максимальных параметров высоты и веса поклажи. К последним также стоит отнести буфер, предупреждающий дальнейшее движение тележки в крайнем положении по пролету. Конструктивно важным элементом тележки мостового крана являются перила, они гарантируют соблюдение ТБ при осмотре, монтаже или ремонте грузоподъемного механизма.
Крановые тележки используются и на однобалочных, и на двухбалочных кранах. Двухбалочные вариации способны перемещаться и по нижнему, и по верхнему поясу конструкции ГПО. Однобалочные вариации чаще всего имеют боковые или обратные направляющие ролики. Такая особенность конструкции повышает общую безопасность работ и предотвращает тележку от опрокидывания.
Помимо тележек общего назначения, в отдельный ряд ставят тележки для магнитных кранов. Особенности этой конструкции заключаются в наличии магнитной подвески для подъема груза. Тележка оснащена барабаном, механически связанным с барабаном узла подъема. За счет этого возможно поднимать электромагнит и автоматически осуществлять выбор наиболее подходящего для этого питающего кабеля. Кроме этого, нередко конструкции тележки магнитного ГПМ имеют нижний механизм передвижения и верхний механизм подъема, а также механизмы поворота вправо или влево.