Одной из обязанностей машиниста перед выходом в смену является осмотр и определение функционального состояния главных частей и электрооборудования грузоподъемного механизма. Итогом такого мероприятия должны быть чистка, смазка, а также выявление неисправностей аппаратуры. Особое внимание при этом уделяется устройствам защиты, термодатчикам и системе управления электроприводом.
Помимо этого, каждые 7-10 дней специальная бригада должна проводить контрольную проверку кранового электрооборудования и выполнять при необходимости мелкий ремонт. Например, в ходе таких работ налаживаются элементы крепежа, меняются изношенные щетки ротора, пружины, клеммы. Также должны проверяться предохранительные механизмы, система заземления, силовая схема, смазывающие материалы в подшипниках, исправность изоляции и уровень ее сопротивления, токоприемники кольцевого типа, магнитные пускатели, тормоза и другие компоненты.
Обнаруженные в результате осмотра детали с дефектом подлежат замене. При этом степень сложности ремонта напрямую зависит от доступности узла и быстроты его переустановки. По этой причине часть элементов меняется сразу, другая оставляется на периодический планово-предупредительный ремонт, третья – отлаживается до капитального ремонта козлового крана. Определить своевременно уровень износа главных частей грузоподъемного электрооборудования и этим обеспечить безопасность как самого крана, так и груза, и обслуживающего персонала может только опытная бригада ремонтников.