Главным критерием выбор типа кран-балки для производственного объекта является возможность установки подкрановых путей и правила ПБ 10 382-00.
От того, в каком месте располагаются подкрановые пути, мостовые краны разделяются на подвесные и опорные. Характеристики грузоподъемного механизма видны уже из названия. Так, несущая конструкция подвесного крана монтируется к приводной с нижнего положения, а опорного – с верхнего. Каждая модификация имеет свои плюсы, минусы и рекомендации по применению.
Основная сфера использования подвесных кранов – это закрытые помещения любого типа (склады, ангары, цеха). Объясняется это возможностью обслуживания рабочей зоны за пределами путей. Технически это обеспечивают боковые консольные части. Из минусов такой конструкции выделяется заниженная грузоподъемная сила. Из-за подкранового, нижнего расположения узлы крана подвергаются растягивающей деформации, существенно снижающей его работоспособность.
Опорный кран, напротив, испытывает в ходе подъема или перемещения груза деформацию сжатия. Это существенно повышает его грузоподъемную силу и возможность сопротивления большим перегрузкам. То, что является достоинством для подвесного крана, является и недостатком для опорного. Рабочая зона, расположенная за путями, не обслуживается опорным краном.
При выборе типа конструкции или на этапе проектирования мостового крана большое внимание следует уделять его экономичности. Стандартный 5-тонный подвесной крана более целесообразен для закрытого помещения. Опорный кран более дорогой. Его применение оправдано при высоких нагрузках и большой длине пролета.